Тренажеры локомотивных бригад (ТКЛБ ВУФК.424315.xxx)

ТКЛБ создан в 2011 г. для обучения и аттестации локомотивных бригад на основе новейших 3D технологий и точных физико-математических моделей. Каждый комплексный тренажер содержит точную имитацию пультов машиниста и помощника машиниста, а также кабины локомотива со всеми органами контроля и управления в ней. Путевая обстановка выводится на 4 ЖК панели, установленные на месте реальных окон, имитируя вид из окон вперед и по бокам и зеркала заднего вида.

В состав ТКЛБ входят:

  • комплексный тренажер локомотивной бригады пассажирского, грузового или маневрового локомотива;
  • пульт инструктора (руководителя тренировки);
  • оцифрованный в 3D участок реальной или учебной железной дороги протяженностью не менее 150 км.

ТКЛБ обеспечивает:

  • отработку практических навыков управления локомотивом в различных видах движения (маневровом, вывозном, грузовом, пассажирском);
  • отработку практических навыков поездной эксплуатации оборудования локомотива (приёмка, обслуживание в пути следования, сдача);
  • отработку практических навыков ведения регламента переговоров при взаимодействии с другими участниками перевозочного процесса посредством радиосвязи;
  • отработку практических навыков взаимодействия с помощником машиниста;
  • отработку практических навыков по порядку действий в нештатных ситуациях;
  • изучение работы основных систем локомотива как с помощью специальных обучающих программ, так и интерактивно в процессе управления им (электрической схемы, систем дизеля, тормозной системы и др.);
  • проведение аттестации машинистов.

Обучение на тренажерном комплексе тягового подвижного состава позволяет обеспечить выработку у локомотивных бригад навыков:

  • оптимального режима ведения поезда;
  • действий в штатных и нестандартных ситуациях;
  • взаимодействия с дежурным по станции и поездным диспетчером;
  • освоения новых участков обслуживания.

Пульт инструктора (руководителя тренировки) представляет собой персональный компьютер с тремя жидкокристаллическими мониторами, на которых отображаются общая схема поездной обстановки, видеоизображение происходящего внутри каждой из кабин, отображение панели приборов и вида поездной обстановки любого (по выбору инструктора) тренажера, интерфейс инструктора. Кроме этого, пульт инструктора снабжен гарнитурой для ведения переговоров с бригадами.

Пульт инструктора

Автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя тренировки обеспечивает следующий функционал:

  • выбор режима работы тренажеров (независимая или совместная работа, обучение или контроль);
  • выбор сценариев для теоретического обучения и практической тренировки;
  • выбор из базы данных или задание условий поездки (начальное расположение и маршруты движения поездов обучаемых и дополнительных встречных и попутных поездов, состояние стрелок, светофоров и других активных элементов, веса поезда, количества и типа вагонов в составах, типа тормозных колодок вагонов и т.п.);
  • возможность программного наблюдения за действиями участников;
  • возможность видео наблюдения за участниками;
  • возможность связи с обучаемыми и прослушивания переговоров по системе имитации поездной радиосвязи;
  • возможность задания неисправностей технических средств (оборудования тягового подвижного состава, поезда, автоблокировки, путевых устройств, шум в машинном помещении, пожар в высоковольтной камере, помехи радиосвязи и др.);
  • возможность задания нештатных ситуаций в соответствии с инструкцией РБ-1-06 любому участнику в любой момент времени (остановка транспортного средства на переезде, выход на пути животных, перекрытие сигнала на более запрещающее и др.);
  • возможность влияния на ход тренировки в любой момент времени;
  • возможность задания времени года (лето, зима), времени дня (утро, день, вечер, ночь) и погодных условий (ясная погода, дождь, туман, снег, иней с различными интенсивностями);
  • возможность распечатки протокола тренировки с ошибками, бальными оценками и рекомендациями;
  • возможность приготовления маршрута (функционал поездного диспетчера);
  • возможность выдачи справки по тормозам формы ВУ-45 (функционал осмотрщика вагона);
  • возможность организации маневровой работы на станции (функционал дежурного по станции).

Реакция тренажеров на действия обучаемых и инструктора базируется на динамических математических моделях процессов работы систем локомотива и движения поезда, работающих в реальном масштабе времени и основанных на описании процессов дифференциальными уравнениями механики, переноса энергии, материального баланса. Модели тормозных устройств, систем управления, безопасности и т.д. соответствуют требованиям технических условий на эти устройства. Тяговые, тормозные расчеты, а также расчеты движения поезда соответствуют "Правилам тяговых расчетов для поездной работы". Моделируются процессы юза, боксования колесных пар, работы песочниц и других противогазных и противобоксовочных средств, работа систем автоблокировки, сигнализации и безопасности, нарушения целостности тормозной магистрали поезда т.п.

Аудиосистема тренажерных комплексов моделирует как звуки и шумы от источников своего поезда вне кабины тягового подвижного состава (звуки тифона и свистка, шумы работы оборудования локомотива на стоянке и во время движения, звук стука колес и т.п.), так и звуки и шумы от источников в кабине локомотива (свисток электропневматического клапана автостопа, звуки шипения воздуха при срыве электропневматического клапана автостопа, в кранах машиниста при различных положениях ручки крана, при зарядке и разрядке резервуаров и т.п.). Акустические эффекты, соответствуют условиям реальной поездки. Формирование этих эффектов осуществляется в соответствии с информацией, получаемой от системы моделирования.

АО «ИНИУС» поставляет тренажеры для локомотивов: ТЭП70БС, 2ТЭ116У, ВЛ80С, 3ТЭ10МК, 2ЭС5К «Ермак», 2ТЭ25А «Витязь», ЭП1М, ТГ16М, ТЭМ2, а также для других серий локомотивов по выбору заказчика. Возможна поставка ТКЛБ в упрощенных конфигурациях: только пульт или ПК-симулятор.

По желанию заказчика в состав тренажеров могут быть включены динамические платформы (для имитации физического воздействия на персонал наклонов кабины, вибрации при поездках) и средства психофизического контроля состояния поездной бригады.